Осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере
Интернет-магазин КОРУНД

Наши партнеры

Интернет-интервью

Осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере

Начальник отдела финансового контроля Комитета государственного и  финансового контроля Мурманской области Арестов Д.М.Эксперт: Начальник отдела финансового контроля Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области Арестов Д. М.

Тема интервью: Осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – компания «Корунд-Софт»

Ведущая: Сенько Анастасия (компания «Корунд-Софт»)

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! В декабре мы представили Вашему вниманию интервью с Начальником отдела государственного контроля Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области Михайловым Дмитрием Владимировичем на тему соблюдения законодательства о контрактной системе.

Помимо контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе указанный Комитет осуществляет в пределах своих полномочий внутренний государственный финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Сегодня мы представляем Вашему вниманию интервью с Начальником отдела финансового контроля Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области Арестовым Дмитрием Михайловичем.

Дмитрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области в части деятельности отдела финансового контроля?

Арестов Д. М.: Основными задачами Комитета в этой части являются:

  • осуществление в пределах своих полномочий последующего внутреннего государственного финансового контроля;
  • осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Ведущая: Какие учреждения могут попасть под проверку отдела финансового контроля Комитета? Существует ли план проверок, и по какому принципу он формируется?

Арестов Д. М.: Согласно статье 266.1 БК РФ объектами контроля Комитета являются:

  • главные распорядители (распорядители, получатели) средств областного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов областного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита областного бюджета;
  • финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета;
  • государственные областные учреждения;
  • государственные областные унитарные предприятия;
  • хозяйственные товарищества и общества с участием Мурманской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
  • юридические лица (за исключением государственных областных учреждений, государственных областных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием Мурманской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Мурманской области;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами областного бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, размещенном на официальном сайте Комитета. План контрольных мероприятий формируется на полугодие и утверждается Губернатором Мурманской области. Контрольные мероприятия включаются в план на основании поручений Губернатора Мурманской области, а также решений председателя Комитета. Со своей стороны при формировании предложений для включения в план отдел финансового контроля старается охватить, в первую очередь, как можно большее количество тех государственных учреждений, контрольные мероприятия в отношении которых либо не проводились совсем, либо проводились давно. Не забываем, конечно, и о наиболее «острых» и социально значимых сферах государственной политики, стараемся, чтобы финансовый контроль в них присутствовал постоянно, но при этом не был для объектов контроля избыточным.

Ведущая: В каких случаях может быть осуществлена внеплановая проверка учреждения?

Арестов Д. М.: Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании:

  • поручений Губернатора Мурманской области;
  • поступления письменных обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях в финансово-бюджетной сфере;
  • результатов проведения обследования, камеральной проверки;
  • информации о выявлении в ходе планового контрольного мероприятия: вопросов, требующих изучения, но не указанных в программе контрольного мероприятия; признаков длящихся нарушений, допущенных за рамками проверяемого периода.

Ведущая: Расскажите о регламенте проведения проверки и ее длительности?

Арестов Д.М.: Думаю, следует сразу уточнить, что в общепринятом употреблении, привычный всем термин «проверка» носит некий обобщающий характер. Согласно же Правилам осуществления Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 06.11.2014 № 555-ПП, контрольные мероприятия осуществляются в форме проверок, ревизий и обследований.

Контрольное мероприятие проводится на основании приказа председателя Комитета и в соответствии с утвержденной программой, копии которых предъявляются должностным лицом, проводящим контрольное мероприятие, руководителю объекта контроля.

Результаты контрольных мероприятий вручаются (направляются) представителю объекта контроля.

Камеральная проверка и обследование проводятся в срок не более 30 рабочих дней (с возможным продлением не более чем на 10 рабочих дней). Срок проведения выездной проверки (ревизии) составляет не более 45 рабочих дней (с возможным продлением не более чем на 15 рабочих дней).

Ведущая: Могут ли проверяемые учреждения не согласиться с результатами контрольного мероприятия? Каковы их действия в этом случае?

Арестов Д. М.: По результатам проверки оформляется акт, который подписывается ответственным должностным лицом, проводящим проверку. Далее акт проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания ответственным должностным лицом вручается (направляется) представителю объекта контроля. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля приобщаются к материалам проверки.

Ведущая: Имеют ли право физические лица обращаться в Комитет с просьбой о проверке какого-либо учреждения? Какие для этого могут быть основания? Куда должны обращаться физические лица?

Арестов Д.М.: Поступления письменных обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях в финансово-бюджетной сфере, являются одним из оснований для проведения внеплановых контрольных мероприятий.

Личный прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, осуществляется председателем Комитета в первую и третью пятницу каждого месяца с 15.00 до 16.00 по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, дом 3 (1 этаж) на основании предварительной записи по телефону (8152) 486-411.

При этом желательно, чтобы обращение содержало достаточные данные (факты, документы, материалы и т.д.), которые послужат основой для вопросов контрольного мероприятия в случае его проведения. Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение будет рассмотрено Комитетом только в том случае, если изложенные в нём вопросы входят в компетенцию органа государственного финансового контроля регионального уровня.

Также на официальном портале Правительства Мурманской области создан специальный раздел «Обращения граждан», который является дополнительным средством для направления обращений граждан. В этом случае обращение гражданина также будет направлено в Комитет через отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Мурманской области.

Ведущая: Поделитесь, пожалуйста, статистикой по проверкам за 2014 год?

Арестов Д. М.: За 2014 год Комитетом проведено 28 плановых и 6 внеплановых контрольных мероприятий. В 9 случаях проверялись исполнительные органы государственной власти, в 5 — муниципальные образования, в 23 — государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Объем проверенных финансовых средств составил около 3,7 млрд. рублей, в том числе 3,65 млрд. руб. — средства областного бюджета, 30,3 млн. руб. — федерального, 3,5 млн. руб. — средства местных бюджетов. В ходе проверок выявлены факты использования бюджетных средств с нарушениями действующего законодательства на сумму 2,7 млн. руб., неэффективно использованных средств на сумму 4,17 млн. руб., нецелевого использования на сумму 640,3 тыс. руб. Предъявлено к возмещению в областной бюджет 3,1 млн. руб., возмещено в бюджет — около 2 млн. рублей. Комитетом, в части финансового контроля, выдано 17 предписаний об устранении нарушений действующего законодательства и 19 представлений о рассмотрении выявленных в финансово-хозяйственной деятельности нарушений и недостатков. Кроме того, по итогам 7 контрольных мероприятий материалы направлены в правоохранительные и надзорные органы.

Ведущая: Какие виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства предусмотрены?

Арестов Д. М.: Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что нарушение бюджетного законодательства влечет применение к нарушителю мер принуждения (согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные меры принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемом в их адрес Комитетом.

К нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
  • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

В то же время, применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (административной либо уголовной).

Ведущая: Уполномочен ли Комитет привлекать к ответственности должностных и юридических лиц?

Арестов Д. М.: Да, конечно. Комитет в соответствии со ст. 23.7.1 КоАП РФ осуществляет в рамках своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях. При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений уполномоченные должностные лица Комитета возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассматривать данные дела уполномочены председатель Комитета и его заместитель.

В настоящее время Комитет наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности (согласно КоАП РФ) по следующим составам правонарушений в финансово-бюджетной сфере:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов;
  • нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет;
  • нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий;
  • несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи;
  • нарушение порядка принятия бюджетных обязательств;
  • нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств;
  • нарушение запрета на размещение бюджетных средств;
  • нарушение сроков обслуживания и погашения государственного долга субъекта Российской Федерации (Мурманской области);
  • нарушение порядка формирования государственного задания;
  • нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.

За 2014 год Комитетом возбуждено и рассмотрено 17 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц объектов контроля, по 6 из которых вынесены постановления о привлечении к ответственности в виде наложения административного штрафа.

Ведущая: Какие санкции предусмотрены действующим законодательством за бюджетные правонарушения и какова практика их применения?

Арестов Д. М.: За перечисленные мной правонарушения в бюджетной сфере КоАП РФ в настоящее время предусмотрены штрафы, которые в зависимости от состава правонарушения колеблются в пределах от десяти до пятидесяти тысяч рублей — для должностных лиц и от 1 до 25 процентов, так же по разным правонарушениям, — для юридических лиц. Кроме того, по отдельным видам правонарушений к должностным лицам возможно применение дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

В настоящее время сложилась практика наложения административных штрафов только на должностных лиц, поскольку, по нашему мнению, привлечение к ответственности юридического лица не так эффективно. Я, конечно же, сейчас говорю в отношении должностных лиц государственных учреждений. В отношении хозяйствующих субъектов иных форм собственности административная ответственность Комитетом пока не применялась в связи с тем, что у данных субъектов гораздо меньше возможностей нарушить бюджетное законодательство, ведь на них бюджетное законодательство распространяется в гораздо меньшей степени.

Дисквалификация до настоящего времени также не применялась.

Ведущая: Дмитрий Михайлович, спасибо за подробные ответы на наши вопросы! Надеемся, что в Новом 2015 году число нарушителей закона будет неуклонно снижаться!

Арестов Д. М.: Спасибо, Анастасия! Есть такое выражение: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Поэтому всем читателям в наступившем году хочу пожелать успехов в профессиональной деятельности и, конечно, совершать как можно меньше правовых ошибок.